ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Художественная обработка серебра
Больших успехов в художественной обработке серебра достигли в X —XI веках мастера Киевской Руси.

 

 

Древний автор Теофил, написавший трактат о технике ювелирного дела, подчеркнул высокие достижения киевских мастеров в художественной обработке серебра, в том числе и серебра. Он считал, что в эмальерном и черневом деле русские мастера уступают лишь византийским. Древнерусские мастера для художественной обработки серебра искусно применяли отличающуюся сложностью исполнения технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, в совершенстве владели искусством гравирования. Ими были созданы замечательные изделия из серебра с «припуском» черни. На черневом фоне при художественной обработке серебра гравированный рисунок казался мерцающим серебряным кружевом. Позднее, начиная с XII века, чернь применяется не только как фон для гравировки — создаются черневые узоры, фоном для которых служит чистая серебряная поверхность, порой покрытая тончайшим слоем золота.

 

Высокого мастерства художественной обработки серебра достигли серебряных дел мастера Великого Новгорода, Владимира, Суздаля.

 

В XV—XVII веках центром серебряного производства стала Москва. В мастерских Московского Кремля методом художественной обработки серебра изготовлялась серебряная посуда, на которую большое влияние оказала народная утварь из дерева и керамики. Это, прежде всего братины, чарки и ковши. Некоторые из них использовались для «пожалований», то есть как награда за различные заслуги. В связи с этим при художественной обработке серебра на них гравировались дарственные надписи, выполненные славянской вязью; они обрамляли посуду, играя роль своеобразного орнамента. В XVI веке московские мастера добиваются больших успехов в черневом искусстве. Черневыми узорами украшаются тарелки, чары, стопы, табакерки и оклады икон.

 

Далеко за пределами Русского государства славилось искусство серебряных дел мастеров о художественной обработке серебра древнего северного города Великого Устюга. В его мастерских изготовлялись серебряные изделия, украшенные черневыми узорами особой красоты и необыкновенной прочности. Это самобытное искусство художественной обработки серебра устюжане бережно донесли до наших дней.

 

Если говорить кратко, то процесс создания методом художественной обработки серебра черневых узоров на серебре заключается в следующем. На поверхности серебра штихелями выполняют гравировку, углубления которой заполняют черным сплавом на серебряной основе. После шлифовки и полировки черневый рисунок эффектно выделяется на поверхности белого металла. Эта техника хорошо известна во многих странах мира, но тем не менее искусство северных мастеров остается до сих пор уникальным.

 

Современное предприятие в Великом Устюге, занимающееся производством художественной обработкой изделий из серебра, называется «Северной чернью». Гравировку на изделиях из «металла Селены» выполняют в основном женщины и девушки. Работают они быстро, ловко срезая резцами тонкие серебряные стружки. Неглубокая гравировка позволяет резцу обрести высокую маневренность. Гравер свободно наносит на поверхность металла не только узоры, но и сложнейшие орнаментальные композиции по мотивам народных сказок и литературных произведений.

 

Но труд гравера становится более зримым только после того, как гравированное изделие после художественной обработки серебра будет покрыто чернью, обожжено и отполировано. Черневое изображение на поверхности серебра напоминает штриховой рисунок пером с тонкой реалистической трактовкой. Штрихи то пересекаются, образуя тончайшую сетку, то плавно ложатся по форме изображаемых предметов.

 

Развитию этого своеобразного стиля во многом содействовал старейший художник Евстафий Павлович Шильниковский, который долгие годы был художественным руководителем «Северной черни» и выполнял эскизы для серебряных изделий.

 

Северные мастера за многовековую практику разработали свой особый состав черни «вечной прочности». Секреты северной черни методом художественной обработки серебра мастера бережно передавали из поколения в поколение. После революции Михаил Павлович Чирков был единственным мастером, знавшим секрет северной черни. Работая в открывшейся в 1929 году «Экспортной мастерской», а затем с 1933 года — в артели «Северная чернь», в которую была преобразована мастерская. Чирков учил молодежь художественному ремеслу, но секреты черни до поры до времени никому не передавал: чернь для нужд артели он составлял собственноручно. Между тем охотников узнать секрет было предостаточно: англичане дважды предлагали мастеру крупные денежные суммы да иностранное подданство в придачу.

 

Время между тем брало свое. Престарелый мастер стал пристально приглядываться к молодым, которые работали рядом. Наконец выбор был сделан. И каково же было изумление мастеров, когда они узнали, что секрет черни Чирков передал молодой работнице Марии Угловской!.. Состав черни не представляет собой секрета. Но, как и в каких пропорциях смешивать компоненты, сколько времени их плавить, какова технология обжига покрытых чернью гравированных серебряных изделий — это и есть тот секрет, который так ревниво охраняли северные мастера-черневики.

 

Чтобы получить чернь, в тиглях сплавляют в определенных пропорциях серебро, медь, свинец, серу и буру. В некоторые составы черни могут входить олово, висмут или хлористый аммоний (нашатырь). Жидкий сплав переливают в подогретую чугунную посудину и дают медленно остынуть. Затем его толкут и в порошок добавляют крепкий раствор хлористого аммония или смесь буры с поташом.

 

Вооружившись деревянной лопаткой, кашицеобразную черневую массу наносят тонким слоем на гравированную поверхность. Покрытое чернью серебряное изделие накаляют до определенной температуры в горне или муфельной печи, следя за тем, чтобы расплавленная чернь равномерно заполнила все углубления гравировки. Мастеру-черневику необходимо уметь вовремя угадать тот миг, когда нужно прекратить плавление: стоит только пропустить его, как чернь будет непоправимо испорчена. Практика показала, что для художественной обработки серебра самые точные приборы не способны конкурировать в этом с человеком. Только искусный и опытный мастер по едва уловимым, известным ему одному признакам может точно сказать, когда нужно прекратить нагревание серебряного изделия. Это тоже один из секретов художественной обработки серебра велико-устюжских мастеров.

 

 

 
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис