ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Из истории про свинец
Тонкие пластинки свинца в Древней Греции использовали так же, как и бересту в Древней Руси, то есть вместо писчей бумаги. Буквы легко выдавливали на листовом свинце так называемым стилем — металлическим стержнем с заостренным и отполированным кончиком. Прочитав такое письмо, адресат мог выгладить его гладилкой и использовать для ответного послания.

 

Но видимо, и в старину немногие любили писать письма, предпочитая присланный свинец пустить на рыболовные грузила и другие, необходимые в хозяйстве мелочи. По крайней мере, иногда именно так объясняют тот факт, что было пока найдено всего одно такое письмо на одном из островов Черного моря.

 

Согласно истории про свинец, применение свинцовой «бумаги» было явлением эпизодическим, а свинцовые карандаши широко использовались еще художниками XIX столетия. В наши время такие карандаши уже не выпускают, но иногда художники изготавливают их самостоятельно, благо для этого не требуется специального оборудования.

 

На табличках, прикрепленных в музеях под каждой картиной или рисунком, обычно есть данные о материале, который художник использовал для их создания. На некоторых табличках под графическими работами после фамилии автора и названия можно прочитать такие слова: «Свинцовый карандаш». Это значит, что рисунок выполнен карандашом, отлитым из чистого свинца. Возьмите кусочек свинца и проведите им по бумаге. На белом поле бумажного листа появится четкая серебристо-серая линия. Глубина тона этой линии будет зависеть от чистоты металла: чем он будет чище, тем выше ее тональность. В музеях сохранились рисунки, выполненные мастерами Возрождения. Свинцовые карандаши применялись и как самостоятельный материал в графике, и как вспомогательный для выполнения всевозможных подготовительных набросков. Линии, нанесенные на бумагу свинцовым карандашом, отличаются своеобразной красотой тона.

 

При раскопках некрополя на окраине древнего города Херсона, ученые нашли фрагменты оправ зеркал, как гласит история про свинец, отлитых из свинца. Есть предположение, что свинцовые зеркала, украшенные рельефными изображениями, служили ценными подарками для знатных женщин. С ними не расставались всю жизнь, а после смерти владелицы их включали в состав погребального инвентаря.

 

При раскопках древнего Новгорода археологам встречались свинцовые сосуды. Одни из них, диаметром чуть больше пяти сантиметров, он, согласно истории про свинец, использовался для хранения святой воды. Лицевую сторону сосуда украшал рельеф, изображавший святого Дмитрия. Была найдена также крышка от другого сосуда с тайнописью в виде невысокого рельефа. Более широко свинец применялся в сплавах с оловом, но не для посуды, а для всевозможных женских украшений. Олово улучшает литейные свойства свинцово-оловянистого сплава, снижает его вес, сообщает ему более светлый оттенок, напоминающий серебро. Из истории про свинец известно, что свинцово-оловянистого сплава начиная с XII века изготовляли котлы, всевозможные ажурные накладки, привески, браслеты-наручи, цепочки, булавки.

 

В наше время свинцово-оловянистые сплавы применяются в технике, составляя основу мягких припоев для спайки металлических деталей. Сплав олова, свинца, сурьмы (с небольшим добавлением меди) называется гартом и применяется для отливки типографского шрифта. Сплавы на свинцовой и оловянной основе — баббиты, имеющие низкий коэффициент трения,— применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения, которые используют в двигателях тракторов и автомобилей.

 

Чистый свинец хорошо поддается штамповке, поэтому история про свинец гласит, что в Древней Руси его широко применяли для тиснения так называемых вислых печатей. Они имели то же назначение, что и современные свинцовые пломбы, то есть накладывали запрет на вскрытие чего-либо. Если сейчас свинцовые пломбы вешают на двери, упакованные товары, то, начиная с XI и кончая XV веком, так называемые вислые свинцовые печати использовались для официальных документов. К свернутым в трубочку деловым бумагам привязывался шнурок, к которому прикреплялся свинцовый диск. Специальной матрицей с контррельефом на диске выбивали рельеф. При этом концы веревки прочно схватывались свинцом. Развернуть свиток можно было, только обрезав бечевку или сломав печать. В древнем Новгороде найдено уже около двух тысяч таких печатей, почти каждая из них является шедевром древнерусской пластики. На печатях, диаметр которых не превышает трех сантиметров, выбивали рельефные изображения святых, владетельных князей, фантастических и реальных зверей и птиц, чаще всего орла. Изображения были и символами определенного района древнего Новгорода. Например, символом Неревского конца был орел, Людина — воин, Загородского — всадник. Свинцовые вислые печати дали ученым ценный материал для изучения истории древнего Новгорода. В начале XVI века свинцовые печати были вытеснены воскомастичными.

 

В XVII столетии, основываясь на данных истории про свинец, в Москве в банях, или, как их тогда принято было называть, мыльных, пол нередко устилали свинцовыми досками, спаянными друг с другом оловом. Например, царская мыльня Теремного дворца в Кремле находилась на втором этаже. Чтобы вода не просачивалась на первый этаж, и был использован свинцовый паркет на оловянной спайке.

 

Кроме того, из истории про свинец известно, что свинец применялся также при устройстве прудов. В 1681 году свинцовыми досками был выложен пруд в Верхнем набережном саду Кремля.

 

В водопроводной системе Кремля в XVII веке применялись свинцовые трубы. От Водовзводной башни Кремля, в которую поступала вода из Москвы-реки, она растекалась по свинцовым трубам в верховые сады. Хлебный, Кормовой, Сытный, Конюшенный и Потешный дворы.

 

Свинцовые водопроводные трубы применялись еще в глубокой древности, согласно записям истории про свинец. Именно такие трубы имел водопровод, по выражению В. Маяковского, «сработанный еще рабами Рима». Известно, что и висячие сады Семирамиды, считавшиеся одним из семи чудес света, орошались водой, поступавшей по свинцовым трубам. Свинцовые трубы исправно служили многие годы в разных странах. Тем не менее, как считают некоторые зарубежные ученые, именно они стали одной из причин, способствовавших гибели Рима. В подтверждение этой гипотезы приводятся данные анализа останков древних римлян, в которых обнаружено повышенное содержание свинца. Однако нельзя полностью возлагать вину на свинцовые трубы, роковую роль сыграла также богатая углекислым газом вода. При взаимодействии со свинцом она образовывала ядовитый углекислый свинец, который полностью растворялся в воде и вместе с ней поступал к потребителю.

 

Современный человек хорошо знает, какой вред приносят соединения свинца. Тем не менее, он продолжает активно отравлять все живое вокруг, особенно с тех пор, когда столетие назад был изобретен автомобиль. Дело в том, что в бензин, на котором работает двигатель внутреннего сгорания, добавляют тетраэтилсвинец. Он предупреждает взрыв бензина при сжатии и способствует равномерному сгоранию горючей смеси. Вместе с отработанными газами тетраэтилсвинец выбрасывается в атмосферу, образуя в крупных городах вместе с сырым воздухом выбросами промышленных предприятий смог, вызывающий самые различные заболевания. Вдоль крупных автотрасс по одну и другую стороны образуются широкие участки, где растительность заражена свинцом. На таких участках опасно собирать лекарственные травы, ягоды, пасти скот и заготавливать сено. Литр бензина, сгоревшего в двигателе автомобиля,— это почти 1 г выброшенного в атмосферу свинца. Свинец обнаружен даже в снегах Гренландии, на вершинах высочайших гор, особенно расположенных в Европе с ее развитой промышленностью и многочисленным автомобильным транспортом.

 

Из истории про свинец, нам известно, что в 1988 году в Англии специальным указом рыболовам было запрещено использовать в своих снастях свинцовые грузила. Казалось бы, какой вред могут принести небольшие кусочки свинца? Оказалось, что многочисленная армия рыболовов за долгие и долгие годы оставила на дне водоемов не одну тонну свинца. И какому рыболову могло прийти в голову, что маленький свинцовый шарик, упавший на дно водоема, окажется, роковым для... лебедей! Случайно заглатывая свинчатки вместе с обычными камешками, птицы стали погибать. Этим и вызван был странный на первый взгляд указ. Он заставляет задуматься: а не ввести ли во всем мире запрет на свинцовую ружейную дробь и пули, которые также несут гибель, после того как падают на землю или в воду.

 

Согласно собранным сведениям истории про свинец, мореплаватели Древней Греции и Древнего Рима пользовались деревянными якорями. Чтобы они не всплывали, а опускались на дно, из тяжелого свинца отливали перекладины-брусья – так называемые штоки. Благодаря штоку якорь не только опускался вниз, но и ложился, так что рога входили в грунт и удерживали корабль.

 

Мягкость и податливость металла позволяли без особых усилий несложными инструментами выбивать на свинцовом штоке магические девизы, подобные этому: «Зевс – бог всемогущий и спаситель». Чтобы еще более заручиться поддержкой покровителей мореплавания, резчики по металлу вырезали на торцах свинцового штока изображение головы Медузы-Горгоны — демонической женщины с кишащими на голове змеями вместо волос, с торчащими изо рта ужасными клыками. Один ее взгляд превращал все живое в камень. Согласно летописям истории про свинец, совсем не случайно вырезали древние мастера лик Медузы на торцах штока: ведь она была в родственных связях с олицетворением моря Понтом и в особых отношениях с богом моря Посейдоном. Поэтому не мудрено, что Медузе-Горгоне приписывалась магическая сила: отвращать несчастья от мореплавателей, отправляющихся в дальнее плавание.

 

Трудно сказать, как оправдывало надежды моряков изображение Горгоны, но сам свинец, на поверхности которого образовывались ядовитые соединения, магически действовал на всевозможных моллюсков и рачков. Этим немедленно воспользовались древние корабелы. Они стали обшивать тонкими листами свинца борта судов. Свинцовая обшивка, покрываясь тончайшим слоем ядовитых окислов, как нельзя лучше отпугивала морских прилипал.

 

На воздухе изделия из свинца также покрываются пленкой оксида, который предохраняет металл от дальнейшего окисления.

 

 
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис