ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Изделия из латуни, листовая латунь
При раскопках в Фивах были найдены рукописи, принадлежавшие древнеегипетским жрецам, в которых сообщался секрет изготовления золота из меди. Как оказалось, он был довольно прост: в медь нужно было всего-навсего добавить определенное количество цинка. По сути дела, речь шла об изготовлении из меди латуни, напоминающей золото цветом и блеском.

 

 

Латунь — второй после бронзы сплав на основе меди, имеющий большое значение в жизни человека. Простые латуни представляют собой сплав меди с цинком. Чистую медь старинные мастера называли красной, а ее сплавы с цинком, то есть из меди латунь, желтой или зеленой медью. Сохраняя свойственную чистой меди пластичность, латунь отличалась от нее более высокой прочностью. Это и обусловило широкое применение в изделиях латуни для изготовления самой разнообразной посуды во многих уголках Земли. В Средней Азии изделиями из латуни были сосуды для мытья рук (афтоба), кувшины для кипячения чая (чайнджуш), кузы (сосуды для ношения воды) и другую традиционную посуду. Латунная посуда богато декорировалась так называемой бухарской чеканкой, получившей свое название от узбекского города, ставшего центром этого художественного ремесла.

 

Мастера дагестанского аула Кубачи изготовляли из листовой латуни дуршлаги с просечными узорами, подносы, кувшины, котлы и сосуды для воды, которые украшали гравировкой и чеканкой. Долгое время латуневая посуда была большой редкостью. Предприимчивые купцы привозили ее в отдаленные лесные уголки России и сбывали за большие деньги. По обоюдному согласию торговца и покупателя стоимость, например, медного котла определялась довольно оригинальным способом. Покупатель набивал понравившийся котел доверху соболиными шкурками. Купец забирал шкурки, а покупатель уходил домой с медным котлом. Такой вид товарообмена бытовал даже на Урале, богатом полезными ископаемыми, в том числе и медной рудой. Но это положение круто изменилось, когда в 30-х годах XVIII века на Урале было налажено производство медной посуды на казенном Екатеринбургском заводе, а также на заводах уральских промышленников Демидовых, Осокиных, Строгановых и др.

 

Посуду изготовляли как из красной меди, так и из медной латуни. Чтобы от соприкосновения с пищевыми продуктами не возникали вредные окислы, всю посуду без исключения лудили изнутри, покрывая тончайшим слоем олова. Некоторые виды посуды лудили и снаружи, придавая им сходство с серебряными. Из листовой латуни-меди изготавливали кувшины, каравайницы (формы для выпечки праздничного каравая), стаканы, стопы, сбитенники, подносы, суповые миски, самовары и кофейники, братины и ендовы (старинную посуду допетровского времени).

 

Излюбленным напитком на Руси был так называемый сбитень — горячий напиток из меда, целебных трав и пряностей. Его приготавливали в больших посудинах из медной латуни, напоминающих шаровидные чайники, внутри которых размещались трубы-топки, заполненные раскаленными древесными углями. Покупатели даже в лютый мороз могли отведать горячего целебного напитка, согревающего, придающего бодрость и хорошо утоляющего жажду.

 

Кроме посуды, на уральских заводах из меди и латуни изготовляли оправы для магнитов. Применение меди и латуни для этих целей объясняется полным отсутствием у нее магнитных свойств. Магниты, вделанные в красивые и удобные оправы, были непременными спутниками мореплавателей, горных инженеров, ученых, изобретателей.

 

Ими намагничивали стрелки астролябий, применяли в физических лабораториях во время проведения различных опытов по магнетизму. Куски магнитной руды в изящной оправе могли быть и просто сувенирами. Оправу магнитов декорировали чеканными узорами и снабжали фигурными ручками.

 

Когда в Россию начали завозить так называемые колониальные товары — чай и кофе, на заводах стали изготавливать специальную посуду, предназначенную для их хранения и заварки. Чай и кофе стоили дорого, поэтому их хранили в специальных медных коробочках с плотно притертыми крышками.

 

Для заварки кофе на заводах изготавливали высокие узкие сосуды — кофейники. Они отличались разнообразием форм. Выпускались кофейники не только цилиндрические, но и восьмигранные, грушевидные, в форме усеченного конуса и пирамиды.

 

Но больше по душе русскому народу пришелся чай. В знак особого к нему расположения был изобретен, по выражению В. И. Даля, «водогрейный, для чаю, сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри».

 

Прообразом знаменитого русского самовара был сбитенник. В отличие от непоседливого сбитенника, привыкшего к постоянным передвижениям, самовар известен своей оседлостью, домовитостью. Мало того, он был своеобразным символом домашнего уюта и семейного благополучия. По праздничным дням он возвышался над столом как трон, сияя натертой кирпичом латунью. Так же, как и у сбитенника, топка у самовара размещена внутри. Но в отличие от него тучный самовар уже не кланяется при заполнении чашки крутым кипятком. В этом нет необходимости: мастера снабдили его краником—достаточно повернуть его вентель под прямым углом, чтобы вода потекла в чашку.

 

Медеплавильные заводы России выпускали также на продажу штыковую, досчатую, прутковую и листовую латунь-медь. Крупным потребителем листовой латуни и меди были тульские мастера, так как во второй половине XVIII века в Туле было налажено производство самоваров. Возникло множество фабрик и мелких мастерских изготавливающих изделия из латуни. Самыми ходовыми были самовары из желтой меди, то есть латуни. Изделия из латуни - самовары, сделанные из красной меди, встречались значительно реже. Некоторые дорогие самовары серебрили, а позже стали никелировать. Медь, в том числе и латунь, отличается высокой теплопроводностью и теплоемкостью, что способствует быстрому и равномерному нагреву посуды и долгому сохранению тепла. В современной технике именно эти свойства меди и ее сплавов определили широкое применение их во всевозможных теплообменниках. По той же причине медь — незаменимый металл для паяльников и всевозможных штампов при выжигании по дереву и коже.

 

Первые изделия из латуни самовары были похожи на античные вазы и отличались однообразием. Но острая конкуренция заставила мастеров искать новые пластические решения. Появились самовары в форме яйца, репки, цилиндра, перевернутого усеченного конуса. В начале XX столетия широкое распространение получили самовары-«банки», имеющие цилиндрическую форму. Они были наиболее просты в изготовлении и, следовательно, дешевле других самоваров. Кроме «домовитых» самоваров, которые, сверкая медью и латунью, венчали стол, накрытый для чаепития, выпускались небольшие дорожные самовары и самовары-чайники, похожие на древние сбитенники.

 

Дорожные самовары обычно брали с собой в дорогу. Поэтому им придавали более удобную форму куба или восьмигранника. Высокие и изогнутые ножки таких самоваров вставлялись в специальные пазы и легко снимались.

 

Самовары выпускали не только для кипячения воды. До нас дошли изделия из латуни так называемые самовары-«кухни», в форме горшка или чугуна, изготовленные в середине XVIII века. В таких самоварах можно было варить сразу несколько блюд, так как они внутри были разделены на несколько отделений. Можно было одновременно вскипятить воду, приготовить первое и второе.

 

При изготовлении самоваров требовалась не только умелая обработка листовой латуни. Свое слово в самоварном деле должны были сказать и латунные литейщики: ведь нужно было отлить краны, ножки и ручки, имеющие порой сложную скульптурную форму. Иногда детали становились, по сути дела, камерными скульптурами. Например, у оригинального самовара, выполненного в первой половине XIX века на фабрике Василия Ломова в Туле, краник отлит в форме дельфина.

 

Высокие литейные свойства латуни позволяли мастерам делать чистые отливки с четкой проработкой мельчайших деталей. Порой благодаря фантазии мастера-художника «сосуд... с жаровней внутри» полностью превращался в скульптуру. В Государственном Русском музее хранится самовар из желтой меди в виде петуха, изготовленный в 70-е годы прошлого века.

 

В наше время в изделиях из латуни широко используется в технике и декоративно-прикладном искусстве. Современная промышленность выпускает 7 марок обыкновенных латуней и 18 марок специальных. Обыкновенные изделия латуни, содержащие 42—45% цинка, имеют наибольшую прочность, а содержащие 30—32% — наибольшую пластичность. В технике простые изделия из латуни применяются для изготовления всевозможных тонкостенных деталей и изделий, имеющих сложную форму, а также различных труб, шестеренок, колес.

 

В ювелирном деле медный сплав, содержащий 3—12% цинка, называется томпаком, 14—21% цинка — полутомпаком, а 40—.50% цинка — муцметаллом. Латунь «томпак», например, содержащая 10% цинка, хотя и имеет желтоватый цвет, обладает теми же свойствами, что и чистая медь. Она в отличие от других латуней и изделий из латуни поддается чернению серной печенью. Томпак широко применяется для изготовления ювелирных изделий, которые отделываются серебрением или золочением.

 

Изделия из латуни, имеющие добавки никеля, алюминия, свинца и других элементов, называются специальными или сложными (легированными). Они отличаются красивым цветом, интенсивным блеском, повышенной прочностью и коррозийной стойкостью. Алюминиевая латунь, содержащая 0,4—2,5% алюминия, по цвету напоминает золото.

 

В ювелирном деле, а также при изготовлении знаков отличия (медали, ордена и т. п.) применяется для изготовления изделий латунь, имеющая цвет золота 583-й пробы. Один из таких сплавов состоит из 2,5% алюминия, 2,5% цинка и 95% меди.

 

Латуни, в которые добавлено олово, имеют высокие литейные свойства для литья из латуни. Они получили признание у мастеров художественного литья из латуни еще в XIX веке. В начале прошлого века изделием из латуни был отлит памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в Москве. Сооруженный в XVIII веке в Петербурге памятник Петру I был отлит по проекту скульптора Фальконе из сплава, состоящего из 65% меди, 25% цинка и 10% олова.

 
Художественное литье из латуни подстаканники латунные бронзовые Художественное литье. . На нашем сайте вы найдете много самоваров в подарок.
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис