ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Применение свинца
В современной технике свинец применяют как защиту от воздействия всевозможных агрессивных веществ. В ядерной и рентгеновской технике он служит защитой от ионизирующего излучения. Тонкими листами свинца облицовывают стенки космической аппаратуры и электролизных ванн. Являясь оболочкой проводов и кабелей, свинец также играет защитную роль.

 

Мировая история искусства знает времена, когда свинец применяли для литья монументальной скульптуры. В 1714 году близ Петербурга началось сооружение ансамбля Петергофа, посвященного победе России над шведами. От дворца, расположенного на высоком уступе, спускались вниз к каналу, впадающему в море, каскады и фонтаны. Центральное место в композиции ансамбля занимали фонтаны Большого каскада. Их украшали позолоченная скульптура, маскероны и вазы. В начале века все скульптурное убранство архитектурного ансамбля было отлито из свинца. Первоначально свинцовую скульптуру отливали в Голландии и Англии, затем к концу первой четверти XVIII века — в мастерских К. Растрелли и Ф. Васу в Петербурге, а также в так называемых мастерских избах на Васильевском острове. Статуи, а также рельефные доски и маскероны после монтажа и установки в предназначенных для них местах покрывались тонкими листочками золота. Любуясь живописными каскадами с их фонтанами и скульптурой, посетителям было невдомек, что под тонким слоем золота скрывается тяжелый, но легкоплавкий металл.

 

Прошло время — и он сам напомнил о себе. Свинцовая скульптура постепенно стала оседать и разрушаться, теряя свое былое великолепие. К концу XVIII века она разрушилась совсем, и Академией художеств было принято решение создать новую скульптурную композицию из бронзы. Прежняя скульптурная группа, отлитая с применением свинца по моделям К. Растрелли, настолько сильно деформировалась, что снять с нее гипсовые слепки было невозможно. Ансамбль был создан заново скульпторами М. И. Козловским, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным, Ф. И. Шубиным. Скульптуры отливались из бронзы литейщиком Академии художеств В. П. Екимовым. Полностью свинцовая скульптура заменена бронзовой в 1817 году.

 

Невысокая температура плавления свинца (237,4°С) дает возможность применять свинец для инкрустации предметов из дерева. Залитый в углубления, расширенные книзу, свинец прочно соединяется с древесиной. Извлечь свинец из углубления можно только разрушив дерево.

 

Инкрустация применения свинцом в сочетании с другими материалами в XVI — XVIII веках довольно часто применялась японскими мастерами. В Эрмитаже экспонируется ряд подобных изделий, среди которых — шкатулка золотого лака и подвесные деревянные коробочки с инкрустацией свинцом и перламутром. Сияние золотого лака, переливчатое многоцветное свечение перламутра и мерцающий сдержанный блеск свинца создают удивительную гармонию, подчеркивая красоту и цельность декоративного узора.

 

Свинец нередко применялся для инкрустации камня. Об этом упоминает кубачинский мастер Расул Алиханов: «Когда в Тифлисе были парижские антиквары, Магомед Канатов сделал глубокую гравировку в квадратном камне, в углубления залил свинец в виде насечки на камне и продал за большие деньги».

 

Самое разнообразное применение свинца находили издавна различные соединения свинца. Они входят в состав глазурей, заполнителей ячеек свинцовых аккумуляторов, являются компонентами красок (свинцовых белил и неаполитанской желтой), искусственного хрусталя.

 

В одном из рассказов К. Паустовского стекольный мастер говорит: «Разное есть стекло... Есть грубое, бутылочное и оконное. А есть тонкое, свинцовое стекло. По-нашему оно называется флинт-глясс, а, по-вашему — хрусталь. У него блеск и звон чистые. Он играет радугой, как алмаз». Только специалистам ведомо, что, то стекло, из которого герой рассказа мечтал изготовить хрустальный рояль, обязано своей чистотой и прозрачностью применению все того же свинца.

 

В первой половине XVII века при переходе с древесного топлива на уголь английские стекловары столкнулись с досадным явлением. Угольная копоть, попадая в стеклянную расплавленную массу, делала ее мутной. Чтобы копоть не попадала в стеклянную массу, выплавку стекла стали производить в специальных закрытых тиглях, но стекло в них плохо проваривалось из-за высокой температуры плавления. Тогда, чтобы понизить температуру плавления, применили свинец. Полученное с помощью свинца стекло оказалось звонким и чистым, подобно природным кристаллам горного хрусталя. Это и послужило поводом для названия свинцового стекла, применяемого для изготовления посуды,— хрусталем. Свинцовое стекло отличается большой прозрачностью, интенсивным блеском и необыкновенной прочностью. Оно стало незаменимым для производства всевозможным оптических приборов: телескопов, микроскопов, фотоаппаратов и кинокамер.

 

В декоративно-прикладном искусстве свинцовое стекло, имеющее большой коэффициент преломления, используется для нанесения так называемой алмазной грани. Свет, отражаясь и преломляясь в многочисленных призмочках, заставляет хрустальную посуду сверкать подобно драгоценным алмазам.

 

 
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис