ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Производство свинца
Еще в античные времена из свинца научились получать белый пигмент. С тех пор этот тяжелый металл долгое время был единственным источником производства белой краски из свинца, известной под названием свинцовых белил. Долгие века основы ее технологии оставались неизменными.

 

В универсальном средневековом справочнике Теофил пишет: «Если ты хочешь приготовить свинцовые белила, изготовь тонкие свинцовые пластинки, укрепи их в полом обрубке дерева... и, полив их теплым уксусом или уриной (мочей человека или животных.— Г Ф.), закрой. Через месяц открой крышку и, удалив белый налет, продолжай это делать вновь».

 

О приготовлении свинцовых белил говорится в «Правилах епископа Нектария», относящихся к XVI веку. В главе «Указ, как белила делать» можно прочитать следующие строки: «Бити свинец тонко на камни или на наковальне молотом и резать полосы широтою по три перста и верти свинец в трубки, чтобы ся вместе не смыкалось, и влить в кадь дрожжей и свинец кружки ставить в дрожжах на решетку стоймя и покрыть гораздо и удушити, что духу не выпустить ни мало». В том и другом случае металл помещали так, чтобы происходила реакция окисления свинца. Как только свинец покрывался достаточно толстым слоем окиси, ее соскребали, сушили и перетирали. В сосуд со свинцом добавляли еще кислоты — реакция возобновлялась. Так поступали до тех пор, пока свинец полностью не разрушался.

 

Три тысячи лет назад на острове Родос белила изготавливали в деревянных бочках с уксусом, в которые вниз клали ветки деревьев, а сверху, для производства, свинец. В плотно закрытых бочках свинец окислялся в парах кислоты. Отсюда белила развозили в самые разные страны мира.

 

После производства свинцовые белила обладают высокой укрывностью, то есть очень тонкий слой довольно легко перекрывает любую, даже самую темную и яркую краску. Высыхают они намного быстрее цинковых белил, способствуя высыханию и других красок, с которыми живописец смешивает их на палитре.

 

Произведенные свинцовые белила светостойки, но боятся сероводорода и сернистых газов, содержащихся в атмосфере современного города, от которых они темнеют. Один из основных недостатков свинцовых белил — токсичность.

 

У свинцовых белил есть еще одно замечательное свойство: при желании их сравнительно легко можно превратить в красную краску, имеющую желтоватый опенок. Эта краска, называемая свинцовым суриком, раньше в больших количествах производилась из свинцовых белил. Технология ее производства была открыта совершенно случайно еще в античные времена.

 

Как-то в афинском порту случился пожар. Загорелся корабль, на борту которого находились сосуды со свинцовыми белилами. Местный художник Никий случайно оказался поблизости. Ему удалось спасти один сосуд с белилами. Когда художник в своей мастерской вскрыл его, в нем вместо белил оказалась красная краска. Пустив ее в дело, живописец вскоре убедился в высоких достоинствах новой краски. С тех пор белила, произведенные из свинца, стали пережигать специально, чтобы получить сурик.

 

Чтобы познакомиться более подробно с технологией производства сурика из свинца в средние века, обратимся вновь к книге Теофила. Вот что он пишет в главе «О свинцовых белилах и сурике»: «Если ты набрал уже достаточно белил и хочешь сделать из них сурик, то разопри эти свинцовые белила на камне без воды и, наполнив ими два или три новых сосуда, поставь их на горящие угли. Потом надо иметь тонкий, вделанный в дерево железный стержень, загнутый на одном конце, широкий сверху, которым время от времени надо размешивать свинцовые белила. Так продолжай до тех пор, пока сурик не станет совсем красным».

 

Свинцовый сурик находит широкое применение в наше время. Он применяется для грунтовки металлических поверхностей перед окраской, из него изготовляют замазки и шпаклевки по металлу. С олифой его смешивают непосредственно перед применением, так как при соединении с ним она быстро твердеет. Краска и шпаклевка на ее основе обладают высокими антикоррозийными свойствами. Краска применяется в технике для защиты металла.

 

Старинная темперная живопись на иконах, выполненная с применением сурика и произведенных свинцовых белил, через некоторое время темнеет. Но после протирки иконы перекисью водорода она обретает прежнюю яркость. Это свойство красок иногда использовали расторопные служители культа, чтобы явить верующим чудо очищения икон. Сурик, как и свинцовые белила, токсичен – и обращаться с ним нужно осторожно. Но и этот недостаток был обращен человеком на пользу: части сооружений в морской воде, выкрашенные суриком, меньше подвергаются нападению морских животных – свинцовые соли отпугивают их.

 

На современной хохломской посуде золото имитирует алюминиевая пудра, покрытая тонким слоем золотистой олифы. Чтобы олифа образовывала быстросохнущую прочную пленку, ее варят из льяного масла с добавлением произведенного свинцового сурика — одного из многочисленных соединений свинца.

 

Не обойтись без произведенных соединений свинца ни заводскому керамисту, ни деревенскому гончару. С поразительной изобретательностью умели народные мастера приспосабливать различные металлы и их соединения для нужд своего ремесла.

 

 
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис