ХМАО г.Радужный
info@sibirservis.ru
8(34668)74524
8(34668)43498


Золото
Древнегреческий бог Гелиос, олицетворяющий солнце, каждое утро выезжает на небо в золотой колеснице, выкованной богом-кузнецом Гефестом. Он льет на землю золотые живительные лучи, от прикосновения которых все оживает и расцветает вокруг. Совершив круиз по небу, Гелиос опускается к водам океана, где его ожидает золотой челн, на котором он отплывает в страну солнца.

 

 

Золото в представлении древних греков является постоянным спутником Небесного светила. Из него сделаны челн и колесница Гелиоса. Даже лучи, исходящие от него, и те золотые.

 

Правда, они золотые скорее в переносном смысле, так как дарят земле нечто более драгоценное, чем «вечный металл»,— жизнь, свет и тепло. Торжество солнца происходит весной, и поэтому часто в поэзии образ солнца отождествлялся с образом весны.

 

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

— писал поэт XIX века А. Майков.

 

...Во все времена золото оставалось металлом царей, символизируя не только богатство, но и величие, совершенство, превосходство, мудрость, власть.

 

У одного из древнейших народов Латинской Америки — ацтеков — золото считалось талисманом, излучающим божественную силу, проистекающую от солнца. Ацтеки верили, что вождь племени — сын Солнца. Во время больших праздников он должен был торжественно встречать своего отца, то есть восход солнца. Чтобы сын так же сиял, как его отец, вождя натирали маслом и посыпали золотым порошком. В таком виде отправлялся он по озеру на ритуальном плоту навстречу восходящему солнцу. Там, на середине озера, совершался праздничный ритуал. В дар солнцу приносили золотые вещи, которые бросали на дно озера.

 

Хотя времена «золотых» вождей давно прошли, но в языке многих народов остались словосочетания «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова» и многие другие, приобретя, разумеется, фигуральное значение.

 

Отдельные золотые предметы имели у греков символическое значение. Золотая цепь символизировала успех, богатство, честь, достоинство, красноречие. Она была постоянным атрибутом бога Гермеса. В то же время золотое яблоко было символом раздора, неприязни, чванства и высокомерия. Так, золотое яблоко (яблоко раздора), брошенное Эридой, в конечном счете стало причиной Троянской войны.

 

У многих народов, в том числе и русского, золотое кольцо считалось символом счастья, семейного благополучия, супружеской верности. В русских народных так называемых подблюдных песнях, которые исполнялись девушками во время предновогодних гаданий, оно выступало символом брака. Ритуал гаданий был прост. Все присутствующие клали в большое блюдо свои перстни, серьги и прочие украшения. Затем одна за другой исполнялись подблюдные песни самого различного содержания. Текст очередной песни, под которую из блюда вынималось украшение, был иносказательным:

 

Рылась курица на завалинке,

Вырыла колечко золотое...

 

Девушку, чье украшение было вынуто под эту песню, ожидало в предстоящем году удачное замужество, семейное счастье и достаток.

 

С золотом древние люди связывали идеи жизненного начала, считая его эликсиром жизни, лекарством от всех недугов. Эти суеверные представления еще долго владели сознанием людей. Их рассуждения сводились к следующему. Поскольку золото имеет неограниченную власть над человеком, оно должно иметь такую же власть и над его болезнями. В конце прошлого века в немецком «Металлургическом журнале» читателям была поведана история использования золотых пилюль с лечебными целями. Принимал эти золотые пилюли ежедневно, чтобы поправить свое здоровье, некий владетельный князь. Он полагал, что золото растворяется в «соках человеческого тела» и благотворно действует на организм. Чтобы доказать обратное, ученый Левенштерн попросил собрать золото, выводимое из организма князя, и сделать из него пуговицу внушительных размеров. Князь был удивлен, увидев на костюме ученого столь необычную пуговицу. На его немой вопрос ученый ответил: «Я ношу здесь ваше здоровье». «Люди гибнут за металл!» Вряд ли кому-либо нужно объяснять, какой металл имел в виду Мефистофель, герой трагедии Гете «Фауст».

 

Много горя принес людям «солнечный металл», выступая в роли денег. Он и сейчас является всеобщим эквивалентом товарной стоимости в мировой валютной системе. Такое положение металла объясняется его редкостью, долговечностью и невозможностью создать искусственным путем, хотя попытки создать золото, превратив в него другие металлы, например, ртуть, не прекращались на протяжении многих веков. Особое рвение в этом деле проявили алхимики средневековой Европы.

 

В 1586 году чудо-доктор и алхимик швейцарец Турнейсер опустил в Риме на глазах свидетелей в красную протраву раскаленный железный гвоздь. Побывавшая в растворе часть превратилась в золото. Наполовину золотой, наполовину железный гвоздь был выставлен для всеобщего обозрения. Путешествующий в 1730 году по Италии ученый И. Кейслер разгадал секрет чудесного превращения. Позже он писал: «По-видимому, уже многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено, что это обман и весь фокус заключается в незаметной пайке». Просто-напросто перед демонстрацией золотое острие было покрыто специальной краской, которая сошла, как только оказалась в растворе.

 

Разумеется, среди алхимиков не все были шарлатанами. Многие из них искренно заблуждались, веря, например, в то, что ртуть можно превратить в золото.

 

Позже идеи получить золото искусственным путем стали все реже занимать человека, так как они не приносили реальных плодов. Более практичные люди, желающие разбогатеть, полагались на другие источники.

 

В истории человечества известно множество случаев вспышки болезни, которая не значится в медицинской литературе,— золотой лихорадки. Как только появлялись сведения, что в каком-то участке земного шара открыто месторождение золота, так туда со всех концов света отправлялись многочисленные золотоискатели. Необычный ажиотаж вызвало открытие золотоносных жил в Бразилии, Австралии, Соединенных Штатах Америки. Клондайк стал символом наживы и безумной погони за золотом...

 

То в одной, то в другой точке земного шара до сих пор появляются свои клондайки. В 1987 году золотая лихорадка вспыхнула на Таиланде. Один из фермеров при обработке рисового поля нашел несколько крупиц золота. Две тысячи фермеров, позабыв о своих делах, кинулись промывать почву на рисовых чеках. Трудно судить, насколько успешными были поиски, так как каждый старатель тщательно скрывал результаты своей работы. В этом же году приступ золотой лихорадки вспыхнул в Японии. Его вызвала небольшая горная деревушка Упубана, расположенная в префектуре Яманаси. Началось все с того, что местный охотник, к великому удивлению, обнаружил у убитого им оленя золотые зубы, вернее коронки. Какой неведомый лесной дантист поставил ему эти коронки? Было сделано предположение, что золото отложилось на зубах, когда животное пило воду из золотоносного ручья или глодало корни поблизости от золотой жилы. Страсти разгорелись еще больше, когда местные жители вспомнили легенду о золотой корове, а историки подтвердили, что в этих местах в древние времена был золотой рудник.

 

Народная поговорка гласит: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Мастерство всегда имело первостепенно значение при определении достоинства художественного произведения. Но для золотых вещей существуют как бы оценочные категории: первая — художественные достоинства, историческая ценность произведения искусства из золота; вторая — высокая цена самого материала. Это стало причиной гибели крупнейших произведений декоративно-прикладного искусства от рук грабителей. Истории известно немало случаев, когда похищенные в музеях золотые изделия грабители превращали в слитки и продавали за большие деньги.

 

Но в то же время многие шедевры декоративно-прикладного искусства дошли до нас благодаря тому, что были сделаны из золота — материала, способного противостоять разрушительным силам природы. Золотые вещи всегда представали перед археологами в своем первозданном виде.

 

«Отблески золота вспыхнули всюду, чуть только брызнул первый луч... Золото на полу, золото на стенах, золото там, в самом отдаленном углу, где рядом со стеною стоит гроб, золото яркое и светлое, как если бы оно только что вышло совсем новое из рук золотых дел мастера...» Эти слова принадлежат египтянину Г. Масперо, описавшему первое проникновение в обнаруженный в 1907 году тайник в Долине царей (городе Мертвых) близ Фив. В том же городе Мертвых в 1922 году было найдено другое захоронение — фараона Тутанхамона. Золотая маска и другие предметы, выполненные из золота, являются уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства.

 

В наше время золото наибольшее применение находит в ювелирном деле. Чистое золото — мягкий желтый металл, имеющий температуру плавления 1046,49°С, плотность — 19,32 г/см3. Обладая высокой коррозийной стойкостью, оно не может противостоять только так называемой царской водке, в которой растворяется без остатка. Царская водка представляет собой смесь трех объемных частей соляной и одной части азотной кислот.

 

На современных ювелирных изделиях из золота обязательно стоят знак государства, в котором они изготовлены (для СССР — звездочка с серпом и молотом внутри), и трехзначное число — так называемая проба. Она указывает на количество частей чистого драгоценного металла, содержащегося в тысяче весовых долях сплава.

 

В нашей стране для золотых ювелирных изделий установлены следующие пробы: 375, 500, 583, 750 и 958-я. За рубежом, например в Чехословакии, несколько иные пробы: 375, 585, 750, 900 и 986-я. Золото самой низкой 375-й пробы содержит 625 весовых долей примесей других металлов. Небольшие примеси есть даже в золоте самой высокой 958-й пробы — 42 весовые доли. Почему же стандарты не предусмотрели изделия, которые полностью состояли бы из чистого золота?

 

Чистое золото 1000-й пробы настолько мягкий металл, что на нем можно сделать царапину даже ногтем. Кольцо из чистого золота могло бы истереться в довольно короткий срок, если бы в него не добавляли другие металлы.

 

Смешивание чистого золота с более дешевыми металлами называется лигированием. Серебро, медь, цинк, никель, палладий и другие металлы повышают твердость и прочность золота, снижают температуру плавления.

 

Вводя в золото лигирующие металлы, мастера не только делают сплав более прочным и дешевым, но в зависимости от пропорциональных соотношений этих металлов добиваются определенной окраски. Палитра золотых сплавов довольно разнообразна, и пользоваться ею художники по металлу умели еще в глубокой древности. При раскопках Микен, крупнейшего центра эгейского искусства, археологи обнаружили множество золотых предметов: кубки, диадемы, маски, бляшки, украшавшие одежды, кинжалы, инкрустированные золотом и серебром. На кинжалах с большим мастерством была выполнена инкрустация, изображавшая различные сцены охоты. Древний художник использовал для инкрустации серебро и золотые сплавы светло-желтого, темно-желтого и белого цветов. В инкрустации они играли ту же роль, что и краски на полотне живописца.

 

Современная палитра окраски золотых сплавов стала еще более разнообразной. Внутри каждого сплава определенной пробы количество золота остается всегда постоянным, а вот пропорции лигирующих металлов могут изменяться в зависимости от того, какие свойства золотому сплаву желает придать мастер. Чем больше в сплаве окажется меди и меньше серебра, тем он краснее — такое золото называют красным. Чтобы получить желтое золото, наоборот, увеличивают количество добавляемого серебра. При этом соответственно уменьшают содержание меди. Введением в состав сплава никеля или палладия получают золото светло-соломенного отгонка — так называемое белое золото.

 

Например, палитра золотого сплава 585-й пробы имеет светло-желтый, желтый, темно-желтый, розовый, красный и белый цвета. Чтобы получить светло-желтый цвет, в сплаве вводят 320 тысячных долей серебра и 99 меди, желтый — 280 серебра и 135 меди, темно-желтый — 230 серебра и 185 меди, розовый — 140 серебра и 275 меди, красный — 51 серебра и 364 меди, белый — 185 меди, 155 никеля и 75 цинка. Мягкое белое золото получают введением в сплав свинца (585 золота, 185 серебра, 80 цинка, 150 свинца).

 

У золота более высокой пробы, например 750-й, несколько иная палитра. Она состоит из желтого, темно-желтого, красного, зеленого и белого цветов. В золоте 750-й пробы содержится 750 тысячных долей чистого золота, остальные 250 долей приходится на лигирующие металлы. Чтобы получить золото 750-й пробы желтого цвета, в него добавляют 127 долей серебра и 123 меди, темно-желтого — 85 серебра и 165 меди, красного — 60 серебра и 190 меди, зеленого— 250 серебра, белого — 55 меди, 155 никеля и 40 цинка.

 

В последние годы золотая палитра обогатилась еще одним цветом. В 1987 году в печати появилось сообщение о том, что аргентинский ювелир Антониази разработал способ получения голубого золота. На разработку ушло целых пять лет. Разумеется, мастер умалчивает о том, какую присадку он применил, чтобы золото обрело необычный для него цвет. Однако эксперты полагают, что сплав голубого золота содержит 90% чистого золота, а голубому цвету он обязан кобальту, который служит присадкой. Изделия из голубого золота имеют оригинальный вид, и мастер надеется, что отбоя от заказчиков у него не будет.

 

Благодаря невысокой твердости и пластичности золото легко плющится и растягивается. Из 1 г золота можно получить волочением тончайшую проволоку длиной около 3 км или же лист, способный покрыть пол современной трехкомнатной квартиры площадью около 50 м2. При этом золото становится полупрозрачным и приобретает голубовато-зеленый опенок. На практике листы толщиной от 1 мкм до 3 мкм, называемые сусальным золотом, издавна применяются для декоративной отделки изделий из различных материалов, в основном дерева. Листочками сусального золота оклеивали мастичные и резные деревянные рельефы, предназначенные для украшения интерьеров дворцов и храмов, дорогой мебели.

 

Тонкий и полупрозрачный, как паутина, золотой листок плотно прилегает к поверхностям сложных резных деталей, точно повторяя их форму, не образуя при этом, казалось бы, неминуемых складок. Сусальное золото, выпускаемое современной промышленностью, представляет собой книжечку весом от 1,2 г до 2,5 г. В каждой книжечке содержится по 60 листов весом от 21,33 мг до 133,22 мг. Для изготовления сусали используют золото самой высокой пробы: 910, 920, 930, 940, 950, 960, 970, 980, 990 и 1000-й проб (то есть чистого золота).

 

«Булат не гнется, шелк не сечется, красное золото не ржавеет». В истине, ставшей поговоркой, народная мудрость выделила наиболее замечательное и ценное достоинство золота — способность противостоять воздействию внешней агрессивной среды. Другие поговорки подтверждают эту истину: «Золото железо режет» (переедает), «Одно золото не старится». Золото высокой пробы, нанесенное тончайшим слоем на поверхность серебра, меди, не только делает предметы из этих металлов привлекательными и гигиеничными, но и надежно долгие годы защищает их от разрушения.

 

«Был в Москве, видел золотые маковки» — такую присказку в старину можно услышать от человека, побывавшего в первопрестольной столице Российского государства. За множество золотых маковок — куполов, венчавших старинные храмы, называли ее златоглавой, как скажем, в «Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова:

 

Над Москвой великой златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной...

Заря алая подымается...

 

И не только ради величественного сияния покрывали вознесенные в небо купола тончайшим слоем золота. Древние мастера хорошо знали о высокой химической стойкости благородного металла, способного выдержать натиск спихни: нипочем ему и дождь, и мороз, и знойное летнее солнце. В наши дни золотая одежда на куполах становится незаменимой. Какой еще другой металл сможет защитить листовую медь от смога — смеси пыли, тумана и дыма, насыщенной ядовитыми промышленными газами!

 

В начале XVIII века в России широкое распространение получила ткань с узорами из золотых и серебряных нитей — так называемая парча. Шелковая ткань, сплошь затканная золотом и серебром, называлась глазетом.

 

Хотя металлические нити в обиходе назывались «швейным золотом», основу их составляли серебро и медь. Каждая из них представляла собой шелковую нить, обвитую битью — тончайшей сплющенной проволочкой из серебра с позолотой или без нее. Для отделки народной праздничной одежды применялись нити с битью из олова и золоченой меди — так называемая мишура. Одетые в металлическую оболочку шелковые нити были тонкими, гибкими и прочными. Поэтому они применялись не только для вышивания на шелке, атласе и бархате, но и для плетения тончайших кружев.

 

Златошвейное ремесло часто ставилось выше других ремесел, так как требовало от мастеров большого вкуса, усидчивости и терпения, знания особых приемов, которых насчитывалось более сотни.

 

Сработанные златошвейками «золотные» изделия продавались в старой Москве в одном из Торговых рядов, который назывался Золотным. Одежду, декорированную кружевами из дешевого металла, справляли себе крестьянки и горожанки. Бережно хранились и надевались только по торжественным дням сшитые из парчи душегреи, сарафаны, епанечки, а также головные уборы: кокошники, кики, коруны.

 

Искусством создавать изящные узоры на ткани славились мастерицы из древнего русского города Торжка. Этот вид декоративного искусства успешно развивается здесь и в наши дни.

 

Хотя золото — редкий и драгоценный металл, но в нашем быту как декоративный отделочный материал он не такая уж редкость. Его можно встретить на обычной фарфоровой посуде, не говоря уж о дорогих сервизах. Золотом горят идущие вдоль краев тарелок и чашек полоски, называемые отводками. На чашках с живописным орнаментом некоторые элементы, всевозможные штрихи и оживки тоже отливают золотом. И на дешевой и на дорогой фарфоровой посуде для росписи применяется только золото. Заменить его, например, бронзой, латунью или томпаком нельзя, после муфельного обжига при высокой температуре эти металлы окисляются и темнеют.

 

На дешевую фарфоровую посуду наносится так называемое глянцевое золото (глянцзолото). Оно представляет собой черно-бурую маслянистую жидкость. После обжига роспись, выполненная глянцзолотом, приобретает интенсивный блеск. Толщина нанесенной золотой пленки составляет 0,00005 мм.

 

На глянцзолото похоже другое сырье, применяемое для металлических покрытий на фарфоре,— полировочное золото. Оно такое же тягуче-маслянистое и черно-бурое, но роспись после обжига выходит без блеска. Слой золота, нанесенный на фарфор, имеет такую толщину, которая позволяет выдерживать полирование. Полируют роспись, сделанную полировочным золотом, штифтами из отшлифованного агата или кровавика—тонкозернистой железной руды.

 

Обязательной полировке подвергается также роспись, выполненная порошковым или массивным золотом. Получают его осаждением металла химическим путем из раствора хлористого золота. Порошок смешивают с окисью ртути и сажей, придающими препарату тягучесть и мягкость, с окисью висмута, выполняющего роль флюса и связывающего золотой порошок с глазурью в процессе обжига. Все компоненты растирают вручную со скипидаром на специальной плите.

 

Встречая декоративную стеклянную посуду, окрашенную в красный цвет различных оттенков — от светло-розового до пурпурного,— неизменно поражаешься чистоте и глубине окраски. Порой такое стекло напоминает драгоценный рубин. Получают же этот красный цвет мастера с помощью золота, вернее его солей.

 

Не обошли стороной благородный металл и художники-мозаисты. Издавна классическим материалом мозаичных наборов была смальта — стеклянный сплав с различными добавками, придающими ему определенный цвет. Но кроме традиционной цветной, в древности применялась также золотая смальта, например в мозаике Софийского собора в Киеве, выполненной в XI веке. Разумеется, использовать для мозаики куски золота слишком накладно. Поэтому был найден простой и остроумный способ производства золотой смальты. Между двумя слоями прозрачного стекла прокладывался тончайший листок золота. Он и придавал смальте яркий металлический блеск. Так же, как и цветную, золотую смальту можно было легко раскалывать на кусочки нужной формы и величины.

 

С каждым годом увеличивается потребление золота в электронной, атомной и космической технике. Постепенно самый древний металл становится незаменимым в самых новейших областях промышленности.

 

 

 
Отправить заявку
Галерея


Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

Gallery

 
© 2008 Сибирь-Сервис – художественная и холодная ковка металла. Все права защищены. Карта сайта
Перепечатка любого вида информации запрещена без письменного разрешения редакции сайта Сибирь-Сервис